Метод проектов

Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда.

Поэтому мы должны не только вкладывать готовые знания в головы детей, но заставлять их мыслить, анализировать, делать выводы, принимать решения. Мы должны научить их учиться.

Одним из ответов системы образования на запрос работодателей и местного сообщества является идея компетентностно-ориентированного образования.

Базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-
ориентированный подход в образовании, является метод проектов.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование
способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. [3]

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать   условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира.

Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:
       1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
       2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
        3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
        4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
       5)глубокое, осознанное усвоение  базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются
интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик(например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.).

Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов(например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).

Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения.
Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
·                     определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
·                     выдвижение гипотезы их решения;
·                     обсуждение методов исследования;
·                     проведение сбора данных;
·                     анализ полученных данных;
·                     оформление конечных результатов;
·                     подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).

Системы действий учителя и учащихся.
С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Стадии    Деятельность учителя и учащихся

1. Разработка проектного задания
1.1. Выбор темы
Учитель отбирает  возможные темы проекта и предлагает их учащимся,
предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта,
участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение

1.2. Выделение подтем в теме проекта
Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора, принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта
Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе
конкретные подтемы и виды деятельности
Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3. Формирование творческих групп
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

2. Разработка проекта
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

3. Оформление результатов
Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. 

4. Презентация
Докладывают о результатах своей работы
Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

5. Рефлексия
Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая
рефлексия

Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся.

В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Возможные темы учебных проектов разнообразны как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов:
краткосрочные (2-6 часов);
среднесрочные (12-15 часов);
 долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

На мой взгляд, в школе должны быть разные учебные проекты. Думаю, что целесообразно было бы один проект в каждом классе делать комплексным. В школе в условиях разновозрастных коллективов можно делать 2-3 проекта за один учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно быть достаточно много. Например, в школе может проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии.

По истории проектное обучение может быть построено на идее создания альтернативных документов и т.п.

Критериями оценки является достижение  и цели проекта, и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Результат.
Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Ограничения в использовании технологии:
·       низкая мотивация учителей к использованию данной технологии;
·       низкая мотивация учащихся к участию в проекте;
·       недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;
·       нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

Проект – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

Проект позволяет учителю и ученику работать как партнеры.

Основные требования к использованию метода проектов:
1.     Наличие значимой в исследовательском, творческом плане
2.     Практическая, теоретическая, познавательная значимость проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.),.предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии
3.     Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
4.     Структурирование содержательной части проекта
5.     Использование исследовательских методов, предусматривающих изучение данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.); определенную последовательность действий:
 ·         определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
 ·         выдвижение гипотез их решения;
 ·         обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
 ·         обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
 ·         сбор, систематизация и анализ полученных данных;
 ·         подведение итогов, оформление результатов, их презентация
 ·         выводы, выдвижение новых проблем;

 Таким образом, метод проектов позволяет:
1)     сделать обучение значимой деятельностью для каждого ученика, ведь ученик в данном случае не только обучаемый, но и искатель, практик, экспериментатор, он не пассивен, он активно участвует в получении, накоплении и применении знаний;
2)     интегрировать знания учащегося по различным дисциплинам,. показать их взаимосвязь;
3)     развивать творческие задатки каждого ученика, поскольку ученик сам выбирает формы и методы исследования и фиксирования результатов;
4)     развивать у учащегося критическое мышление, навыки поиска ответов на вопросы и принятия решений;
5)     реализовать потребности каждого ученика в самовыражении и самореализации, а так же потребность в общении;
6)     дифференцировать процесс обучения, поскольку каждый ученик может выбрать в проекте тот уровень и тот вид деятельности, который ему более по душе или лучше получается;
7)     реализовать идеи компетентностно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения.

 Проектная деятельность требует продуманного подхода: тщательно разработать план проекта, критерии оценивания деятельности ученика и готового продукта, подобрать методический материал в помощь ученику, проработать варианты устранения возможных затруднений, спланировать формы промежуточного оценивания и самооценивания ученика и многое другое.

Конечно, проектная методика не панацея на все случаи жизни, и она далеко не нова, но все же нам, педагогам, стоит открыть эту методику для себя и взять ее на вооружение.

 Источники:
1. Наша новая школа.
2. Полат Е.С. «Метод проектов». http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm
3. Виданова Е.М. «Обучение на основе проектов – средство повышения качества образования». http://www.edc.samara.ru/~school82/proekt_dejat.htm
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

Комментариев нет:

Отправить комментарий