вторник, 20 марта 2012 г.

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ

Реферат — это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы.
Структура реферата определяется его видом, приведем в качестве примера возможную классификацию рефератов:
Аналитический обзор может быть построен двояко:
1.  В виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи);
2.          В виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности).
Обзор должен представлять собой не компиляцию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, подтверждающих друг друга. Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечислением уже исследованных аспектов проблемы, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделением новых аспектов, подлежащих изучению.
Критический анализ дискуссии — такой вид реферата возможен в старших классах, он представляет собой более глубокое изучение противостоящих точек зрения по какому-то вопросу. Главная его цель — выявить сущность спора. Для этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и/или теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему.
Развернутая рецензия может включать следующие позиции:
1.  Обоснование актуальности рецензируемой работы.
2.          Краткое изложение теоретической позиции автора рецензируемой работы.
3.          Анализ теоретической позиции работы в сопоставлении с другими исследованиями.
4.          Анализ особенностей изложения: ясность, логичность, целостность и т.д.
5.          Выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа, — что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительного изучения и уточнения, что вызывает сомнения1.
В качестве примера приведем возможный перечень требований к составлению реферата.
Общие требования к разработке реферата:

1                   Продумайте тему своей работы, в общих чертах определите ее содержание, набросайте предварительный план. Составьте список литературы, которую следует прочитать; читая ее, отмечайте и выписывайте все то, что должно быть включено в работу.
2                  Разработайте, как можно более подробный окончательный план и возле всех пунктов и подпунктов укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал.
3                  Во вступлении к работе раскройте значение темы, определите цель реферата.
4                  Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.
5                  Проявляйте свое личное отношение: отразите в работе собственные мысли и чувства.
6                  Старайтесь писать грамотно, точно, кратко; разделяйте текст на абзацы; не допускайте повторений.
7                  В пронумерованных подстрочных сносках укажите, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты.
8         В конце работы сделайте обобщенный вывод.
9         Самокритично прочитайте свою работу, установите и исправьте все замеченные недостатки; перепишите работу начисто.
Этапы работы над рефератом:
1.            Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
2.          Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8—10 различных источников).
3.          Составление списка использованных источников информации.
4.          Обработка и систематизация информации.
5.          Разработка плана реферата.
6.          Написание реферата.
7.    Публичное выступление с результатами исследования.
Примерная структура реферата:
1.    Титульный лист.
2.    Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
3.    Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).
4.    Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).
5.    Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
6.     Список литературы.
Требования к оформлению реферата:
Объем реферата может колебаться в пределах 5—15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. доклада — 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности). Для текста, выполненного на компьютере, — размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк — 1,5-2; размер полей: левого — 30мм, правого — 10мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40мм). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке — в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.
Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.
Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
 Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Критерии оценки реферата:
Актуальность темы исследования.
Соответствие содержания теме.
Глубина проработки материала.
Правильность и полнота использования источников.
Соответствие оформления реферата стандартам.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам1.
Правила оформления пояснительной записки
Рассмотрим более детально композицию и правила оформления основных структурных элементов научно-исследовательской работы.
Композиция исследовательской работы — это последовательность расположения ее основных частей. Традиционно сложилась следующая структура проектных и исследовательских работ:
 титульный лист
 оглавление
 введение
 основная часть
 заключение
 список источников
 приложения
Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всем и ни о чем».
 Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).
Еще ниже, выравнивая по правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс
Еще ниже — фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).
:Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения
Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения
Заметим, что любые формы — и статья, и тезисы, и тексты научного сочинения, и доклады — создаются на основе текста собственно научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты.
Начинается оно с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т.п.). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.
Далее составляется заключение по всей работе
Только после этого приступают к написанию введения к работе.
Составление списка источников информации представляет собой перечень книг и статей в периодических изданиях, ресурсов Интернет, расположенных в алфавитном порядке по определенным правилам
Этапы работы
Компоновка текстов
Редактирование целого текста
Выводы к каждой главеI
Общее заключениеI
Введение по всей работеI
Составление списка источников информацииI
Оглавление

Введение
стр.
Глава 1

1.1
стр.
1.2
стр.
1.3
стр.
Глава 2

2.1.
стр.
2.2.
стр.
2.3.
стр.
Заключение
стр.
Список литературы (или Список источников информации)
стр.
Приложения

Приложение 1
стр.
Приложение 2 и т. д.
стр.
Введение представляет собой наиболее ответственную часть проектной и исследовательской работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы, проблему исследования, актуальность исследования, объект, предмет, цель, гипотезы, задачи, методы исследования, этапы исследования, структуру исследования, его практическую значимость, краткий анализ литературы и др. источников информации.
Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2—3 страницы.
Текст научно-исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы, части.
Основная (содержательная) часть работы может содержать 2—3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, ее теоретическое обоснование; главы 2—3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В конце каждой главы пишутся выводы.
Заключение обычно составляет не больше 1—2 страниц. Важным требованием к заключению является то, что оно не должно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
Особой точности требует составление списка источников информации.
Список литературы — это список изученной по теме литературы, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.
В список литературы входят все использованные в работе источники.
Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания, издательство; год издания и объем в страницах.
Большое значение в оформлении работы имеют приложения.
Приложение это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы. К приложениям относятся копии документов, статистические материалы, и т. п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.
К приложениям тоже предъявляются определенные требования:
в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста (Приложение 1, Приложение 2,...);
каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
Не менее важна еще одна особая часть основного текста — примечания.
Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:
а)  в круглых скобках;
б)  подстрочно (оформляются как сноски);
в)  после параграфов или глав.
Примечанием может быть:
библиографическая ссылка;
определение терминов или устаревших слов;
справочная информация о лицах, событиях, произведениях;
перевод иностранных слов и предложений;
пояснения основного текста.
После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.
В целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности в исследовательской работе размещаются иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии, схемы и др.
Рекомендации по размещению иллюстраций в работе
Таблицы в научной работе
Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в работе в виде таблиц.
Таблица представляет собой такой способ подачи инфор­мации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, отграниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками.
Обычно таблица состоит из следующих элементов:
  порядкового номера,
  тематического заголовка,
  заголовков граф.
Заголовок каждой графы в таблице должен быть кратким.
Основные заголовки в самой таблице пишут с прописной буквы.
Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста.
Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указанием порядкового номера таблицы (например, «Таблица 2») без значка № перед цифрой и точки после нее.
Если в тексте научной работы только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишут.
Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посредине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.
При переносе таблицы на следующую страницу заголовки граф таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы 5».
Если головка громоздкая, можно ее и не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.
Образец Таблица

Сводная таблица успеваемости
Ф.И.О.
Количество баллов
Оценка
Итог
1.




2.




Формулы
Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведение и тому подобное располагают на отдельных строках.
Для экономии листа несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой. Небольшие не сложные фор­мулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк.
Формула включается в предложение как его равноправный элемент, поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.
Подпись под иллюстрацией
Обычно имеет три основных элемента:
наименование графического сюжета, обозначаемого со­кращенным словом «рис.»;
порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера (№) арабскими цифрами;
 тематический заголовок иллюстрации, характеризующий изображение в наиболее краткой форме.
Чертеж
Основной вид иллюстраций в работах по техническим и естественнонаучным направлениям. Он используется, когда необходимо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма.
Любой чертеж должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения.
Чертеж в научной работе не является рабочим чертежом, по которому изготовляют деталь. Это, прежде всего, иллюстрация, которую по сравнению с рабочим чертежом значительно упрощают, избавляясь от многих лишних деталей.
Графики
Используются как для анализа, так и для повышения на­глядности иллюстрируемого материала.
Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:
общий заголовок графика;
словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;
оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки.
Оси абсцисс и ординат графика вычеркиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят.
В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой.
На графике следует писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения.
Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими.
Многословные надписи заменяются цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи.
Если надписи нельзя заменить обозначениями, то их пишут посередине оси снизу вверх.
Образец
График успеваемости
Фотография
Особенно иллюстративное и достоверное средство наглядной передачи действительности.
Она применяется, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями.
Во многих отраслях науки и техники фотография — это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного и т.д.).
Схема Это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого либо устройства, предмета, сооружения и показывающее взаимосвязь их главных элементов.
 На схемах всех видов должна быть выдержана толщина линий изображений.
Диаграммы (образец 1 и 2)
Составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных.
В соответствии с формой построения различают диаграммы и гистограммы:
  плоские;
  линейные;
  объемные.

Образец 1 Итоги успеваемости по школе в 2006-2007 учебном году
Диаграмма 1 (объемная диаграмма)
      20% —на «5» 45% — на «4» и «5» 15% — на «4» и «3»
 









Образец 2 Результаты участия учащихся школы в конкурсах различного уровня
Гистограмма 1

На оси ординат отмечены количество участников конкурсов. На оси абсцисс призовые места.
Представления отдельных видов иллюстративного материала
Иллюстрировать работу необходимо исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманному плану, который помогает избавиться от случайных иллюстраций и предупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важнейшим темам.
Каждая иллюстрация должна соответствовать тексту, а текст — иллюстрации.
Все иллюстрации в исследовательской работе должны быть пронумерованы.
Нумерация их обычно бывает сквозной, то есть через всю работу.
Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.
В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в работе.
Существуют общие требования и правила оформления текстов (исследовательских работ, рефератов и т. п.).
Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада — 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности). Для текста, выполненного на компьютере, — размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк — 1,5-2; размер полей: левого — 30мм, правого — 10мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40мм). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке — в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.
Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.
Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Кроме формальных особенностей представления материала исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы.
Как правило, проектная и исследовательская работа имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:
Подчеркнутую строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;
Точность,   которая  достигается  тщательным   подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики; отвлеченность и обобщенность, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;
Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности;
Ясность — умение писать доступно и доходчиво;
Краткость — умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и «словесного мусора». Важно уметь связать накопленную информацию в связанный текст. Для этого необходимо разбираться в речевых функциях и лексических средствах их реализации.
В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я» и глаголов в первом лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные («считают, что...»), безличные («известно, что...»), определенно-личные («рассмотрим проблему...»).
Лексические средства научного произведения
Речевая функция
Лексические средства
Причина и следствие, условие и следствие
(И) поэтому, Потому, Так как Поскольку Отсюда следует Откуда следует Вследствие В результате В силу этого Ввиду этого В зависимости от В связи с этим, согласно этому В таком условии В таких условиях (а) если (же)..., то...
Временная соотнесенность и порядок изложения
Сначала,... прежде всего,... в первую очередь Первым шагом Последующим шагом Предшествующим шагом Одновременно,... в тоже время,... здесь же... Наряду с этим Предварительно, ранее, выше Еще раз, вновь, снова Затем, далее, потом, ниже В дальнейшем, в последующем, впоследствии Во-первых, во-вторых и т. д. В настоящее время, до настоящего времени В последние годы, за последние годы Наконец, в заключение
Сопоставление и противопоставление
Однако, но, а, же Как..., так и..., так же, как и Не только, но «... По сравнению; если..., то... В отличие, в противоположность, наоборот Аналогично, также, таким же образом С одной стороны, с другой стороны В то время как, между тем, вместе с тем Тем не менее
Дополнение или уточнение
Также и, причем, вместе с тем Кроме того Сверх того Более того Главным образом
Ссылка на предыдущее или последующее высказывание
Тем более, что... В том числе, в случае, то есть, а именно сказано показано упомянуто отмечено установлено получено обнаружено найдено Как говорилось выше Как указывалось выше Как отмечалось выше Как подчеркивалось выше Согласно этому Сообразно этому Соответственно этому В соответствии с этим, в связи с этим В связи с вышеизложенным Данный, названный, рассматриваемый и т. д. Такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный Подобного рода, подобного типа Следующий, последующий, некоторый Многие из них, один из них, некоторые их них Большая часть, большинство
Обобщение, вывод
Таким образом, итак, следовательно В результате, в итоге, в конечном счете Из этого/Отсюда следует Из этого/Отсюда вытекает Из этого/Отсюда понятно Из этого/Отсюда ясно Это позволяет сделать вывод Это сводится к следующему Это свидетельствует Наконец, в заключение
Иллюстрация сказанного
Например, Так, в качестве примера Примером может служить Такой, как (например) В случае, для случая О чем можно судить, что очевидно
Введение новой информа­ции
Рассмотрим следующие случаи Остановимся подробно на... Приведем несколько примеров Основные преимущества этого метода... Некоторые дополнительные замечания... Несколько слов о перспективах исследования

Комментариев нет:

Отправить комментарий