четверг, 3 июля 2014 г.

Советы физиолога

         Казалось бы, невероятно, но факт: от негативных последствий предсессионного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники… Многие учащиеся одиннадцатых классов начинают готовиться к экзаменам еще с осени. Строго следят за успеваемостью в течение всех четвертей или триместров, посещают дополнительные уроки, специальные курсы при вузах, занимаются с репетиторами, и вроде бы не должно быть никаких сюрпризов. Но тем не менее эти ребята становятся  раздражительными и безразличными ко всему, они плохо спят, у них плохой аппетит, часто болит голова и скачет артериальное давление (то держится очень низким, то вдруг резко повышается), ослабевает иммунитет, растет утомляемость, обостряются аллергические и некоторые хронические заболевания.
         Кто виноват?
   К общему утомлению, которое накопилось в организме за весь учебный год, добавляются повышенная умственная нагрузка, еще большее ограничение двигательной активности, изменения в режиме дня, отрицательные эмоции, связанные со страхом не поступить в вуз. Все это заставляет вегетативную нервную систему работать в усиленном режиме. Сам по себе этот режим необходим, чтобы позволить всем органам слаженно и четко работать в то время, когда организм преодолевает трудности. Если соблюдать определенные правила, то такое напряжение нервной системы и всего организма не принесет вреда.

    Но если допустить длительное перенапряжение организма, которое заставит его израсходовать
все резервные силы, при этом не давая ему вовремя восполнять эти резервы, то организм будет работать себе во вред, тратя силы из «неприкосновенного запаса». Специалисты в таких  случаях говорят, что организм платит слишком высокую «цену адаптации».
    Замечено, что есть люди с двумя типами вегетативной нервной системы. У одних непосредственно во время экзамена сильно увеличивается пульс, повышаются давление, мышечное и психоэмоциональное напряжение. А у других эти явления больше выражены в период до начала экзамена, поэтому они к началу самого экзамена могут «перегореть».
     И вот испытание позади. Но восстановление организма происходит не сразу. В одних случаях для этого нужно несколько дней, в других – недели и даже месяцы.
      Порой последствиями сдачи государственных экзаменов становятся депрессия, головные боли, сердечно-сосудистые, кожные и другие заболевания.
Что делать?
      Чтобы максимально снизить неблагоприятные воздействия экзаменационного стресса, необходимо, во-первых, повышать резервы своего организма, а во-вторых – очень рационально их использовать. Для этого необходимо соблюдать режим дня, питание должно быть сбалансированным, с расчетом на повышенные затраты энергии, следует чередовать
умственную и физическую активность, принимать меры по повышению иммунитета.
Независимо от темперамента и характера накануне экзамена любой школьник ощущает беспокойство и перевозбуждение. В целом это хорошо, потому что является «стартовым» состоянием и готовит организм к «действию»: начинают вырабатываться гормоны, улучшающие концентрацию внимания, память, отчего занятия оказываются продуктивными.
      Но нередко стресс словно парализует волю учащегося. Он становится неусидчивым, подавленным, постоянно думает о неудаче. Это еще больше загоняет его в угол, получается порочный круг.
Мама, папа, я – дружная семья!
      Задача окружающих взрослых – помочь молодому человеку.Если постоянно дергать, упрекать, давить на ребенка или, наоборот, излишне его опекать, то отрицательное воздействие стресса усугубится. Бытовые ссоры, не говоря уже о разводе родителей, могут нанести огромный вред. В это время необходимо исключить конфликты, ненужные споры, выяснения отношений или навязывание сыну или дочке чувства вины.
       Весьма разумно определиться с приоритетами. Разберитесь, какую роль играет грядущий экзамен в жизни ребенка. Если это «промежуточная станция», которая промелькнет и забудется, то это один подход. Если это серьезный рубеж, от которого будет зависеть дальнейший выбор, то и отношение к подготовке и сдаче экзамена должно быть соответствующее.
И ребенок, и школа, и семья должны временно придерживаться «режима экзаменов». Остальные  вопросы должны уйти на второй план.
Освободите подростка от домашних дел, даже если другие дети будут недовольны. Объясните им,  что и они когда-нибудь окажутся в таком же положении.
А вот они, условия, а вот она, среда…
    Уделите внимание обстановке, окружающей вашего выпускника. Ведь отсутствие рабочего места, плохо проветриваемые, пыльные, грязные помещения, холод или жара могут не только ухудшить усвоение материала, вызвать раздражительность, но и привести к обострению аллергии и других заболеваний.
     Внимательно следите за чередованием отдыха и работы. Способность концентрироваться не беспредельна. Существует порог, когда объем информации превышает способность мозга усвоить очередную ее порцию и требуется время на ее переработку. Сидеть над учебниками в этот период не только бесполезно, но даже вредно. Не позволяйте школьнику тратить время впустую.
     Очень важен эмоциональный фон. Даже если вы беспокоитесь больше, чем ваш ребенок, ни в коем случае не делитесь с ним своими переживаниями.

  • Поддерживайте в нем веру в себя, следите за тем, чтобы его самооценка не падала. Но не захваливайте подростка и не утверждайте, что «все ему в подметки не годятся».
  •  Напоминайте ребенку о его прошлых победах. Это придаст ему сил. В стремлении подбодрить помните, что одинаково опасны и недобор, и перебор. 
  • Нельзя навязывать подростку свой стиль в подготовке к экзаменам. Одному лучше заниматься вечером и под музыку, другому – утром и в полной тишине. То, что помогало вам, совсем не обязательно поможет вашему ребенку. 
Движение – жизнь!
      Порой дети и родители переходят границы. Практически круглые сутки школьник может не вставать из-за письменного стола, полностью отказавшись не только от прогулок, но и от движения вообще. Недостаток свежего воздуха и двигательной активности крайне отрицательно скажется на занятиях подростка.
      Однако чрезмерная физическая нагрузка также нежелательна. Лучше всего прислушаться к самому организму. Хочется побегать – пусть побегает, а если хочется спокойно полежать – пусть полежит. Не заставляйте его делать что-то через силу. 

Путь к успеху через желудок!
    Принимать пищу нужно от 3 до 6 раз в день.
Важно, чтобы еда подростка была в достаточном количестве насыщена белками и углеводами, витаминами и минералами. Вводите в его рацион побольше витамина С, витаминов группы В, кальция и фосфора, полезных микроэлементов.
    В течение подготовительного этапа полезны морепродукты, яйца, овощи, лук, чеснок, фрукты
(особенно цитрусовые). Если у ребенка аллергия на цитрусовые, то подойдет отвар шиповника.
В период самих экзаменов желательна пища с высоким содержанием глюкозы и витаминов. Тут  будут к месту шоколад, орехи, сухофрукты. Но не забывайте, что эти продукты – «экстренная энергетическая помощь» для мозга. Они быстро «просветляют» мозг, но так же быстро расходуются, в довершение инсулин переведет их избыток в «закрома» – и возникнут спад, успокоение.
   Поэтому необходимы «долгоиграющие» энергоносители, содержащие углеводы, – хлеб, крупы (например, рис) и картофель. Регулярно употребляя такую пищу на завтрак, школьник обеспечит себя энергией на весь день.
    Многие специалисты считают, что во время и подготовки, и непосредственно сдачи экзаменов полезно принимать поливитаминные препараты.
Особого внимания заслуживают подростки 14–18 лет. Именно для них характерны однообразное
или не вполне полноценное питание, табакокурение (повышающее потребность в витамине С), злоупотребление пищи с высоким содержанием углеводов или диеты для похудения и пр.
И если сравнительно недавно наиболее популярными считались поливитамины, то в последние
годы среди мировых производителей прослеживается тенденция к выпуску отдельных витаминных и минеральных препаратов, употреблять которые нужно в разное время дня.
Это связано с вероятностью снижения эффективности утилизации некоторых витаминов при
сочетании их с одновременным приемом минеральных веществ.
Меню отличника
     Вечером накануне экзамена стоит отказаться от красного мяса, богатого тирозином – предшественником допамина, чтобы избежать нервного возбуждения и как следует выспаться. Лучше выбрать рыбу, которая содержит вещества, благоприятствующие выработке серотонина – гормона удовольствия.
     Завтрак одновременно должен быть и легким, и сытным. Чтобы пополнить запас «медленных» углеводов, дающих организму энергию, можно съесть мюсли с молоком или кусок цельнозернового хлеба с маслом и медом. Надо помнить и о белках – с утра выработка в головном мозге допамина как раз необходима, чтобы взбодриться, к тому же он стимулирует работу памяти – можно выбрать сыр, яйца или мясо. Не забывайте о жидкости – соке или чае.              Перед самым экзаменом тоже можно перекусить. Припасти пакетик сухофруктов, шоколадку или орехи. Главное – пить больше воды.
       Если экзамен будет проходить во второй половине дня, обед должен быть сбалансированным. На гарнир можно выбрать рис или макароны с овощами. Порция не должна быть слишком большой, так как тяжелое пищеварение отнимает силы. Еще древние римляне говорили, что сытое брюхо к учению глухо. Чтобы сохранить бодрость до конца дня, можно съесть не слишком жирные источники белков – яйца или рыбу

Сон и аутотренинг
      Верный признак переутомления и перевозбуждения – ночная бессонница.
Чтобы справиться с этой неприятностью, надо немного снизить нагрузки, а перед сном погулять,
принять теплую ванну с травяным отваром или выпить чай с мятой.
      Древнейший способ борьбы со стрессом – произвольная регуляция дыхания.
Поможет также аутогенная тренировка, являющаяся методом релаксации. Она обеспечивает сохранение самоконтроля, предупреждает вредные последствия стресса, возникновение некоторых заболеваний, повышает общую работоспособность, тренирует волю, внимание, память, умение владеть своими эмоциями 

Комментариев нет:

Отправить комментарий